Ронан Хардиман (Ronan Hardiman). Интервью, часть 1.

 

 

 

 

 

 

 


Всем известно, что еще восемь лет назад Майкл Флетли не был всемирно известной личностью. Его хорошо знали в Ирландии и Штатах, но для Европы этот танцор был практически не известен. Своей  всемирной популярности он обязан оглушительным успехом на конкурсе "Евровидение -94", который проводился в Дублине. Мы также в курсе, что до получения второй главной роли в шоу "Lord Of The Dance" великолепный Дэйра Нолан работал менеджером в компьютерной фирме.  Всё это мы знаем. Но далеко не всем известно, что еще тринадцать лет назад одного из самых выдающихся ирландских композиторов в мире по имени Ронан Хардиман просто не существовало. А жил-был на свете банковский служащий с таким же именем, который исправно ходил на работу в свою контору, а в свободное время сочинял музыку и мечтал о том, чтобы получить признание. И вот однажды (это случилось в 1990 году) Ронан Хардиман закончил свою работу в банке, написав заявление об уходе с должности банковского кассира, и решил взяться за осуществление своей мечты. Майкл Флетли всегда называет Ронана Хардимана не иначе, как "Ронан
Хардиман, гений". Помимо участия в множестве проектов, У Хардимана есть два сольных альбома: "Solas" и "Anthem", а весной или летом  2003 года Ронан планирует выпустить свой новый CD. Ниже мы предлагаем вашему вниманию интервью (by Annie from Dublin) с композитором, опубликованное в 2001 году на сайте www.celticcafe.com/mikerocosm. Несмотря на давность сроков, интервью не потеряло своей актуальности и сейчас. Перевод М. А. Покобатько, Paul, (С) 2003.

***

Вы живете и работаете в Дублине. С этим городом связаны ваши семейные корни?

Да, оба моих родителя родились в Дублине. Бабушка со стороны отца была из Атлона. Тем не менее, фамилия Хардиман пришла из ирландского графства Голуэй - существует известная книга "Хардиманы в истории Голуэя", которая была написана некоторое время назад одним моим дальним родственником.

Сейчас Вы - хорошо известный во всем мире композитор, и музыка - это Ваша жизнь. В вашей семье существовали музыкальные традиции? Расскажите, откуда у Вас взялась любовь к музыке?

В моей семье все музыканты. Не скажу, что профессиональные, но, тем не менее, я вырос среди музыки, и она постоянно меня сопровождала. У меня три сестры и один брат, и все они играют на музыкальных инструментах - на традиционных ирландских инструментах.  К тому же две мои сестры и брат ходили в ирландско-говорящую школу, и там делался большой акцент именно на традиционную музыку. Вот в такой атмосфере я и рос.

Четыре ребенка в Вашей семье учились в ирландско-говорящей школе, но Вы посещали школу St. Killian, а это немецкая школа, которая находится в Дублине.  Что послужило принятию такого решения у Ваших родителей?

Ну, на самом деле, основная причина была в том, что школа St. Killian находилась  через дорогу от нашего дома! Когда мне было шесть лет, мы переехали в новый дом. Раньше мы жили в  Клонскеаге (в Дублине), а потом оказались в Доннебруке - и до этой школы было рукой подать. Так что мои родители подумали, вот было бы здорово, если бы Ронан обучился какому-нибудь европейскому языку, тем более, что есть такая возможность. Так что все дело просто в том, что мы оказались рядом с этой школой.

Насколько я знаю, это школа с творческим уклоном?

Да, и изначально это была школа, в которой учились только те дети, у кого хотя бы один из родителей работал в Посольстве Германии. Но позже школа стала принимать и ирландских детей.

Столько различное обучение влияло на то, что у Вас возникали разногласия с Вашими братьями и сестрами? Как они смотрели на то, что к музыке Вы относились иначе, чем они?

Я полагаю, что в каждой семье отношения между детьми меняются время от времени. Конечно, у нас бывали разногласия. Что же касается музыки, я могу сказать, что всегда был меньше подвержен традиционности, чем мои братья и сестры,  несмотря на то, что у нас была семейная группа и мы участвовали в конкурсах, которые были посвящены именно традиционным вещам: танцам и музыке.

Я так понимаю, что любовь к барабанам у вас осталась с детства? В вашей музыке они часто преобладают.


Да, я очень люблю ритм....  перед Вами -  не состоявшийся барабанщик! Я хотел забросить фортепиано, когда мне было десять лет, и играть только на барабанах, я был просто помешан на них.

На протяжении своей юности Вы посещали Королевскую Академию Музыки двенадцать лет подряд, но, тем не менее, Ваша "взрослая" жизнь началась с работы в банке. И всё же в один прекрасный день Вы сказали себе: "С меня хватит!" и полностью изменили свою жизнь. Как Вы пришли к такому решению?

Мой уход из банка был средством для  достижения цели. С тех пор, как я закончил школу, я знал, что музыка - это нечто большее для меня, чем просто хобби. Когда я учился в Ирландской Королевской Академии, я все свободное время посвящал тому, что подбирал на слух поп-музыку, которую слышал по радио. И ещё тогда я начал сочинять свои небольшие песенки. Со временем это перешло в манию. Мне ужасно захотелось попасть в этот бизнес. Я всегда знал, с тех пор, как окончил школу, что сочинять музыку - это действительно то, чего я хочу больше всего на свете. Все моя семья  -  блестящие академики, все закончили университет с отличием, но меня такое будущее не прельщало. Так что я отказался от подобной карьеры.

Ваши родители одобрили эту идею?

К счастью, да; мои родители всегда были очень большой поддержкой для меня. Они  рассматривали все "за" и "против" в сложных ситуациях с нами, своими детьми, и принимали то решение, которое казалось нам всем приемлемым. Так что мне повезло. Безусловно, они беспокоились обо мне, как и все родители, которые хотят своим детям самого лучшего, и понимали, что шоу-индустрия - это очень тяжелая работа и это особенный мир. Но они видели, как я загорелся желанием стать настоящим композитором и насколько решительно я отстаиваю свою точку зрения.

В то время, как Вы решили изменить свою жизнь, были ли Вы уже женаты?

Нет. Тогда я еще только встречался со своей будущей женой Хелен -- мы работали в банке рядом много лет и долгое время были просто друзьями, прежде чем у нас завязались близкие отношения. Работа в банке была для меня возможностью заработать деньги. Благодаря работе, я смог купить себе оборудование для студии звукозаписи - ведь в будущем я видел себя за синтезатором, я мечтал, как создам группу. Именно поэтому я и выбрал работу, а не дополнительное высшее образование. Когда у тебя есть деньги - легче удовлетворить свои амбиции. И все же.... двенадцать лет я проработал в банке,  поступив туда, когда мне всего было 17 лет, так что я не могу сказать, что эти двенадцать лет для меня ничего теперь уже не значат. Время от времени я работал с различными музыкальными группами, учился ремеслу, старался завязать отношения со звукозаписывающими компаниями, и добился некоторого успеха. Я не терял времени даром. Два или три раза мы получали финансовые вложения от разных мультинациональных  рекорд-лейблов, которые заинтересовались тем, что мы делаем. Вообще-то, мы не подписывали контрактов с лейблами, но даже то, что мы просто интересны кому-то, было очень важно для нас. Я был счастлив, что уже вовлечен в этот бизнес, и был твердо уверен в том, что в итоге добьюсь успеха. Так что я верил в себя, я знал, что сделаю музыкальную карьеру, просто пока не пришло время... Когда я участвовал в составе рок-группы, то у меня не было ощущения какой-то мимолетности. Я знал, что это моё. Мне было очень  интересно такое понятие как саундтреки, казалось, что я тоже мог бы написать музыку к каким-либо фильмам или шоу. И я решил - мне уже было 29 лет - если я сейчас не попробую этого сделать, но буду жалеть об этом всю оставшуюся жизнь. Со мной в банке работало несколько очень талантливых людей, которые свободное от работы время посвящали своим хобби. Но в итоге они не реализовали свои таланты полностью. Я не хотел, чтобы так произошло и со мной.

Сколько сейчас лет Вашим детям, и замечаете ли Вы у них любовь к музыке?

Да, конечно, замечаю! У меня шестилетняя дочь Али, которая относится к жизни очень мудро, как будто ей уже лет тридцать, эдакая сложная натура,  как, впрочем, многие  современные дети. И трехлетний сын по имени Сэм. Они очень любят музыку, прямо в восторге от неё, знаете, когда мы заходим в Мак'Доналдс или какой-нибудь супермаркет, там часто на бэкграунде играет музыка, так вот, почти всегда они узнают, что это за мелодия! Это очень здорово.  Меня это каждый раз ошеломляет, но  я не подаю вида и стараюсь реагировать на  это так, словно то, что они такие молодцы - это в порядке вещей.  Конечно, дома  я тоже исполняю различную музыку. С эгоистической точки зрения, безусловно, я очень хотел бы, чтобы мои дети были увлечены тем же, чем и я. Но здравый смысл подсказывает, что они должны сами выбрать то, что им нравится. Моя дочь Али очень хорошо рисует. Все свое свободное время она проводит за этим занятием. Кстати, моя сестра в начале своей карьеры работала художником-графиком, наверное, это по наследству... И всё же оба моих ребенка не могут прожить и дня без музыки. Например, Али до сих пор - в её преклонном возрасте - любит укладываться спать с колыбельными, как маленькие дети. Поэтому каждый вечер мы перед сном идем в мою студию, где я играю для дочери ее самую любимую музыку.  И не думайте, что я её заставляю слушать только то, что написал сам! Я не такой эгоистичный! У Али есть свои любимые композиции, без которых она не пойдёт спать.

Пианино и синтезатор являются основными инструментами в Вашей музыке. А играете ли Вы еще на каких-либо инструментах?  И использовали ли вы пианино и синтезатор, когда только начинали сочинять музыку?

Да, я играю на нескольких инструментах. Это гитара, свистулька, а также bodhran, ведь я же вполне сносный барабанщик! А фортепиано - мой любимый инструмент, с которым я абсолютно на "ты". Но технология не стоит на месте, и когда ты общаешься с синтезатором, то под рукой у тебя целая куча инструментов, ты сидишь за клавиатурой и соединяешь различные версии, тут тебе и труба, и мои любимые барабаны! Я считаю, что это просто здорово, только фантазируй!

А каким музыкальным инструментом Вы пользуетесь, когда только начинаете сочинять мелодию?

Ну, это зависит от того, что именно у меня в голове. Я полностью отдаюсь мелодии, можно сказать, брежу ей. Я считаю, что если уж ты знаешь, что именно у тебя в мыслях, какая именно мелодия звучит в голове, то очень просто аранжировать её как угодно и на чём угодно. То есть главное, чтобы была четкая композиция. Но иногда я обращаюсь к фортепиано - когда у меня нет четко звучащей в голове музыки и когда я слышу только какие-то наброски. Правда, я не могу сказать, использую ли я чаще пианино, или же барабаны, потому что часто бывает так, что сначала я чувствую ритм. В общем, все зависит от того, что в данном случае поможет мне понять структуру аккордов и саму мелодию.

Неудивительно, что у Вас так здорово получается сочинять ирландскую танцевальную музыку!

Да, это то, в чем я варюсь постоянно  - ритм, барабанный бой и ударные инструменты.

Как в Вашей голове возникает какой-то новый музыкальный фрагмент? Может быть, сначала это мелодия? Или же что-то другое, в зависимости от Вашего настроения? 

У меня практически не бывает такой ситуации, что я сижу на месте и придумываю что-то абстрактное. В основном,  я определяю какие-то параметры для себя, и исхожу из этого. Например, мои альбомы "Solas" and "Anthem" - у меня были идеи по поводу звука, как должны звучать композиции. Если вы хотите иметь общее представление о том, как я старался этого достичь - то я могу сказать, что у меня были четкие параметры того, что я хочу, и я определил границы того, как я это слышу.

Помимо классической музыки -- на чём еще делался акцент при обучении в Академии? Какие музыкальные стили для Вас были интересными?

Я думаю,  из-за того, что в моей семье преобладала традиционная музыка, где-то в глубине души, этот стиль всё же для меня был интересен. Правда, пока я не стал работать над "Lord of the Dance", я не осознавал,  насколько сильно привязан к традиционным композициям в моём подсознании. Но мне нравится и поп-музыка Я большой ее поклонник. На самом деле, я просто радио-наркоман. Слушаю все поп-станции, знаю все чарты, это у меня еще с тех пор, когда я был ребёнком, как я уже говорил, у нас дома преобладала традиционная музыка, я же больше тяготел к поп-стилю. Я был единственный в семье, кого это интересовало. Моих родителей это немного расстраивало, но что поделать... рок-музыка и поп-музыка мне были всегда очень, очень интересны.


Когда вы стали композитором, трудно ли было привыкнуть к тому, что все коммерческие заказы даются Вам с заранее определенными темами, что есть всегда есть какие-то ограничения и требования?

Нет, не особо трудно. В том, чтобы работать по плану, есть какой-то кайф. Всегда понимаешь, что ты делаешь; вообще, музыкальный бизнес - я уже говорил это и раньше - это отдельно музыка и отдельно бизнес. Я рассматриваю свою карьеру именно с этой точки зрения. Я знал, что у меня есть талант, но недостаточно быть просто талантливым - пусть даже самым талантливым человеком в мире. Надо уметь еще и преподнести себя, уметь работать в команде, если ты этого не умеешь - все твои старания пойдут прахом.  Есть сотни людей, которые гораздо талантливее тебя, но работа в команде не для них. Так что есть особые условия, которые необходимы, чтобы сделать  карьеру в индустрии шоу-бизнеса. И я всегда смотрю на это с той точки зрения, что работа над коммерческими заказами и проектами, когда у кого-то есть определенные музыкальные идеи,  это очень интересно.

Я слышала, что у Вас в студии есть большой монитор. Расскажите, зачем он Вам нужен? Сочинять музыку для Вас предпочтительнее, когда Вы можете использовать визуальные эффекты?

Да, но опять же в зависимости от ситуации. Я написал огромное количество музыки для ТВ и кино, поэтому привык работать с картинкой. У меня есть всегда версия картины или программы без звука, ну, может, я могу слышать какие-то диалоги героев, так что имею представление о центральных характерах. Это очень помогает. Я смотрю видеоряд и пытаюсь музыкой передать настроение героев или ситуации, а порой это очень сложно, потому что ТВ реклама, например, проходит за 20 секунд, и надо за это время передать музыкой то, что необходимо в данном случае. Да, безусловно, я считаю, что в сочинении мелодий визуальный ряд очень помогает. Наверное, не всем. Кто-то сначала изучает картинку, а уже позже осмысливает ее, но у меня все иначе. Я могу много, много раз прокручивать один и тот же видеофрагмент, потом наложить на него свою музыку, потом еще сто раз прокрутить, потом убрать снова музыку... в общем, процесс длительный... он идет до тех пор, пока я не ощущаю, что вот это то, что надо.

Когда Вы начинаете сочинять мелодию, Вы находитесь с самого начала в студии, либо Вам больше нравится находится вне её, в окружении природы -  для вдохновения?

Нет, я могу точно сказать, что моя натура - это 95 % усидчивости и вкалывания, а 5% - какое-либо вдохновение, идущее извне. Правда, это именно мой случай, ведь каждый композитор пишет музыку под различными воздействиями. Я считаю, что нахождение в студии перед клавиатурой - это очень важная часть процесса. Безусловно, в вашей голове всегда должно быть какое-то пространство для восприятия извне, но все же работа перед клавиатурой для меня важнее. Я начинаю работать в 9 утра и целый день провожу в студии  - до шести, семи часов вечера, в зависимости от ситуации. Но в основном все же я работаю именно в это время.  Так сложилось, что для меня это предпочтительней. В течение двадцати лет я начинал свое утро с того, что занимался пробежкой, я делал это для того, чтобы всегда быть в форме и хорошо себя чувствовать весь день, а сейчас для меня более важно оказаться утром в студии, потому что именно утром мне в голову приходят хорошие идеи, именно утром я себя чувствую лучше всего, может быть,  это пережиток вследствие моей банковской работы? Дисциплина и режим.

Профессия композитора предполагает малоподвижный образ жизни. Каким образом Вы сохраняете форму? Занимаетесь спортом?

Долгое время я каждое утро пробегал по 4-5 миль, но вот уже год у меня проблемы с коленями. поэтому я больше не могу бегать. Поэтому сейчас я часто катаюсь на велосипеде. Это очень вдохновляет. Я доезжаю до вершины Киллней Хилл - оттуда открывается прекрасный вид на город - и потом спускаюсь до порта Dun Laoghaire, наблюдаю за паромами. Прекрасное зрелище, особенно летом. На самом деле моя работа предполагает почти постоянного нахождения в одиночестве. Наверное, единственная вещь, которой мне не хватает с момента моего ухода из банка - это общение. Каждый день я проводил среди 80, 90 человек, и для меня это было здорово, так как я человек общительный. Я экстраверт, я люблю людей, мне нравится находится среди них, так что в моей теперешней профессии одиночество для меня - в большой степени разочарование. Но иначе работать не получается. Я пытался писать музыку в соавторстве, но ничего из этого не вышло. Я должен быть один-на-один с собой, находиться в своем собственном пространстве.

А какие хобби у Вас есть?

Музыка для меня - это карьера, но это и моя страсть. именно поэтому у меня нет никаких увлечений помимо музыки. Кому-то покажется это скучным, но что касается меня - это просто замечательно, когда твоя работа и твое хобби совпадают.  Я люблю музыку и живу ей.

Расскажите немного о своих достижениях до того момента, как Вы стали всемирно известным благодаря работе над "Lord of the Dance".

Что ж... я покинул банк в 1990 году и бросил все свои силы на то, чтобы доказать не только себе, но и всем, что написанная мной музыка может быть очень интересной. И я решил обратиться к телевизионным и коммерческим продюсерам, которые очень не любят сотрудничать с готовым музыкальным студийным штатом, потому что наёмные студии и музыканты оттуда  - это очень дорогое удовольствие, и к тому же у продюсеров всегда есть плохой опыт работы со сценаристами и музыкантами - такими людьми, которые могут колобродить всю ночь и не способны ни на что в течение дня.  Я увидел для себя удобный случай предложить новый подход - и пообещал написать очень хорошую музыку, но для этого мне пришлось менять свою студию звукозаписи, и я заказал высококачественную аппаратуру. Она дала мне возможность записывать музыку в очень высоком техническом качестве, необходимом для ТВ. Итак, я взял свои накопленные деньги и вложил их в аппаратуру.  В течение трех месяцев после начала я получил много заказов, а через какое-то время встретился с Майклом (Флетли), в общем, дела мои шли в гору. Я чувствовал себя замечательно среди тех, кто меня окружал - это были люди, связанные с радиовещанием и телевидением. Я очень много работал и получал комиссионные от BBC  и других каналов, так что жизнь била ключом.

Диск "Celtic Classics I" (1995) я выпустил не под своим именем, а под псевдонимом "Shanon". Вообще-то, это ещё та история.  "Помогла" мне с псевдонимом звукозаписывающая компания. Меня попросили заполнить необходимые бумаги, и для того, чтобы прислать их мне по почте, записали мой адрес. В этом процессе сотрудники лейбла пропустили букву "d" в слове "Shandon" - а именно так назывался дом, в котором я тогда жил, и к тому же решили, что этой моё вымышленное имя! Когда я увидел обложку к будущему диску, то сразу подумал: "А это еще что такое, хотелось бы мне знать?!", но потом мы решили, что это неплохая идея, и пусть Shanon останется, раз уж так получилось. 


"Celtic Classics" (I и II) - любимые CD для многих людей. Единственная проблема в том, что на дисках не указано, какие именно треки являются обработкой традиционной музыки, а какие написаны именно Вами. Не могли бы Вы просветить нас?

На "Celtic Classics I", мои композиции это - "Brigid's Ode", "Pulcherimma", "Kildare Lights", "Emerald Grace", "Slieve-Na-Man", "Tara Tain" и "Music of Kells". Для "Celtic Classics II" я написал только три трека: "Ring of Kerry", "Voyage of MacIlduin"и "Galway Sway".


Думаю, что я не единственный человек, который любит ТВ сериал "Waterways"(для которого Вы написали прекрасную партитуру  с таким же названием и который можно приобрести на видео) -- музыка замечательно подходит к видеоряду и вызывает потрясающие чувства. Я не так часто встречала мелодии, о которых многие люди говорят, что они способны озвучивать картинку без слов. Вы работали "по плану" или могли в какой-то момент поддаться внезапному порыву, вдохновению?

И то, и другое. Передо мной стояли определенные требования, но я работал с чудесной командой "MD Productions". К сожалению, сейчас эта команда распалась, так как каждый ее участник пошел своим путем, но тогда это было просто потрясающе. Для меня это не было трудно сделать, картинки словно разговаривали со мной. Для тех, кто не смотрел этот сериал, я скажу, что он посвящен внутренним подводным исследованиям. Надо сказать, что для музыкальной фантазии здесь был большой простор. Работать над композициями было здорово! Великолепные продюсеры! Они помогали мне понять то, что необходимо для написания музыки, почувствовать, какая именно мелодия нужна в определенный момент.

Музыка для "Waterways" принесла Вам награду. Расскажите об этом.


Да, сериал получил награду "Jacob's Award" здесь, в Ирландии, а затем был номинирован на "Emmy Awards". Он был снят  в 1994 -95 годах, но егопоказывают до сих пор, а значит, он востребован. Получается, что и это - тоже моя награда.

В фильме "Мой друг Джо" тоже звучит Ваша музыка. Расскажите об этом.

Фильм был снят Ирландско-Германской компанией, он успешно прошел в Германии и Франции в театральной интерпретации и получил награду Берлинского Кинофестиваля.

В каком году это было??

В 1996 м - это факт, я помню, это был тот самый вечер, когда я встретился с Майклом Флетли. Я только что узнал о победе фильма на Берлинском Кинофестивале! Это было здорово - два таких события в один день!

А точный день Вы помните?

Ох, нет, точной даты не помню, но уверен, что это было в начале марта.

Роль в фильме "The Commitments" -- расскажите нам об этом своем опыте! Как долго Вы носили такие длинные волосы? Остались ли у Вас фотографии со времен съемок того фильма, которые нам можно было бы увидеть? Как Вы получили роль в этой картине?


Ну, Алан Паркер был режиссером фильма, и он просматривал каждую музыкальную группу в Ирландии, а я как раз в то время ушел из банка, работал на ТВ. И мы с друзьями в то время уже записали несколько необычных композиций, я играл на синтезаторе. Наша команда называлась "Wreckage" ("Крушение"), и мы были довольно-таки известны в Ирландии. В общем, мы отправились на прослушивание, отыграли там, а потом забыли про этот день. Съемки проходили в пабе - мы играли для Паркера, а потом нас снимали на камеру для видео досье, ну, знаете, типа "поговорите пять минут" о себе, любимом. С тех пор прошло полгода, я вообще и думать забыл об этом событии, как вдруг мне позвонили и спросили, не хочу ли я сняться в кино. У них есть роль для меня. Представляете, из всей нашей группы почему-то выбрали только меня, это было очень забавно. Вот так я снялся в кино.

На следующую страницу интервью.

 

 

 

 

 

 

 


Назад | Наверх




На главную
Новости
Биография
Факты
Об Ирландии и танцах
Просто о танце
Новости мира танцев
Танцевальные турниры
Ирландские песни
Форум

© Michael Flatley Russian Version 2002